evgenynik: (Default)
[personal profile] evgenynik
У товарища Балаева в посте  – а точнее, в комментариях к посту – был затронут один интересный вопрос. А именно – один из комментаторов выдвинул «стандартное» обвинение коммунистов в том, что последние, как только придут к власти, «будут отбирать приватизированные квартиры и участки земли». Заниматься, так сказать, экспроприацией и раскулачиванием. Подобное обвинение, разумеется, не редкость – скорее наоборот, это один из главнейших аргументов в антикоммунистической пропаганде. Причем, используется оно, вообще, применительно ко всем левым: стоит только кому-то намекнуть, будто у нынешнего порядка вещей есть альтернатива – как поднимается указанная тема. Дескать, вы хотите все отнять и поделить.

Говорить о том, почему эта фраза из «Собачьего сердца», в общем-то, бессмысленна даже применительно к роману – надо отдельно. (Тут можно отметить, что даже там она «вложена в уста» никакому не левому и даже не коммунисту – а «деклассированному элементу» Климу Чугункину, чьим альтер-эго и является Шариков. Т.е., уголовному рецидивисту, подвизающемуся игрой на балалайке в кабаках.) Однако еще более бессмысленно оно в рамках реально существующего мира – и прошлого, и, разумеется, нынешнего.

Прошлого – поскольку даже в 1917 году максима «отнять и разделить» была, отнюдь не главной – хотя бы потому, что реально у подавляющей части населения отнимать было нечего. Рабочие и крестьяне, составляющие более 85% населения страны, собственности или не имели, или имели ее в минимальном количестве. Поэтому для них Советская власть оказалась, скорее, «давателем», нежели «отбирателем». Скажем, крестьяне получили в свое распоряжение землю – что позволило им впоследствии, во время НЭПа, быстро увеличить свое потребление выше дореволюционных времен. Ну, а то, что во время Гражданской войны была продразверстка – так это следствие того чрезвычайного положения, в котором оказалась страна. (Тем более, что впервые ее ввело еще царское (!) правительство.) А если уж говорить о тех, кто реально отбирал в указанное время, то к ним можно отнести практически всех противников Советской власти – начиная от белогвардейцев и заканчивая бандитами. Эти действительно старались вынести все, до чего могли дотянуться – скажем, тот же «рейд Мамантова» провалился именно из-за того, что его «воины» набрали столько «добра», что полностью потеряли всякую боеспособность.

И реально от экспроприаций Советской власти пострадавших оказалось на порядок меньше, нежели тех, кто получил от нее реальные блага. Впрочем, даже это не самое главное в рамках указанной темы. Поскольку в реальности вопрос об экспроприациях периода установления Советской власти имеет в настоящее время исключительно историческое значение. То есть, он интересен и сам по себе, и в рамках понимания социодинамики – однако к любой иной ситуации не имеет никакого отношения. В том смысле, что указанные события в реальности оказываются очень тесно связанными с тем, что можно назвать общей социально-экономической системой, господствующей в социуме – и к любому другой ситуации они просто не применимы.

* * *

То есть – «механически» взять, и перенести «тогдашние» действия в настоящее или, скажем, будущее просто не получится. И уж тем более, не получится взять и перенести эти действия, оперируя на «локальном», конкретном уровне – скажем, обращаясь к тем же квартирам. (Дескать, если большевики занимались «экспроприацией» и «уплотнением» жилья – то тем же будут заниматься и любые другие коммунисты.) Поскольку при этом опускается то, что, во первых, данное «уплотнение» коснулось ничтожного числа людей: 80%, как уже не раз говорилось, были крестьянами, и проживали в деревне – так что указанная проблема их просто не затронула. Ну, а во-вторых, следует понимать, что в реальности пресловутая «жилищная проблема» была связана с тем, что огромные массы городского пролетариата в дореволюционное время проживали в крайне плохих условиях. Об этом явлении есть масса и документального, и художественного материала – достаточно достать любой «классическое произведение», где упоминаются представители «народа», чтобы понять, в каком аду жили последние. Поэтому-то пресловутое «уплотнение» и превращение квартир в коммуналки на самом деле было абсолютным благом – причем, благом материальным – для большей части населения. (Другое дело, что мы привыкли «восстанавливать историю» по письменным источникам – и поэтому страдания какого-нибудь поэта для нас значат гораздо больше, нежели улучшение жизни десятков представителей «черни». Даже если эта самая «чернь» - наши прямые предки.)

Так вот: в настоящее время подобной необходимости нет – поскольку ситуация с жильем на порядки лучше. (Создание строительной индустрии в 1930-1950 годы радикально переломило ситуацию.) И подавляющее большинство людей проживает в отдельных и благоустроенных квартирах, переселять из которых нет никакого смысла. (Ну, есть, конечно, аварийное жилье – но его немного.) Более того, сейчас даже до сих существующие «коммунальные квартиры» и прочие общежития представляют собой банальный анахронизм, связанный, во многом, с надутым в «сытые 2000» пузырем цен на недвижимость. (Последнее же вытекает из исключительных особенностей «постсоветской экономики», с ее дефицитом инвестиционных возможностей – то есть, с тем, что в ней практически невозможно вложить деньги по причине перегретости рынков.) Впрочем, помимо этого «пузыря» есть еще и проблема с аномальной концентрацией людей в узких местах «распределения ресурсов» - тех самых мегаполисов. Но подобное положение так же нельзя назвать окончательным, поскольку очевидно, что российский мегаполис в современном виде абсолютно нерентабелен с т.з. общественного производства, он может существовать лишь за счет утилизации уже созданного. А значит – рано или поздно, но подобная схема проживания людей должна смениться чем-то другим. (Впрочем, про мегаполис нероссийский можно сказать то же самое.)

Ну, и наконец, стоит упомянуть то, что, в отличие от прошлого, в настоящее время не наблюдается взрывного роста населения, подобного тому, что было в начале XX века. Причем не только в РФ или на постсоветском пространстве – скорее наоборот, за пределами некоторых африканских стран количество людей или не растет, или даже уменьшается. (Что связано с таким фундаментальным явлением, как «демографический переход».) Впрочем, с Африкой так же не все так однозначно, как принято считать – в том смысле, что основной «источник» нынешнего африканского роста населения основан на пресловутой «гуманитарной помощи». И при ее прекращении указанный параметр быстро войдет в «цивилизационную норму». В любом случае, даже при самых наилучших вариантах начало массового перехода на многодетные семьи вряд ли можно ожидать – а значит, никакой взрывной потребности в жилье не будет. Скорее наоборот – уже помянутый «пузырь недвижимости» рано или поздно лопнет, и окажется, что значительная часть квартир вообще имеет весьма условную ценность.

* * *

Впрочем, с т.з. организации проживания про «условную ценность» можно сказать и сейчас – я уже неоднократно писал, что нынешний тип застройки крайне неэффективен со всех точек зрения. Так что в будущем – когда реально придется исправлять ошибки, сделанные в постсоветский период – скорее всего, придется перестраивать крупные города заново. Ну, а реальная цена нынешних «сокровищ» в виде пресловутых личных квартир окажется как бы не отрицательной. Кстати, то же самое можно сказать про практически всю «личную собственность», а так же – как это не парадоксально прозвучит – про значительную часть собственности частной. Да, все эти магазинчики, участки земли и заводики – которые так сильно «греют душу» нынешней мелкой и средней буржуазии – на самом деле имеют весьма сомнительную эффективность. И выгодны лишь при, опять-таки, идущем процессе утилизации. Так что, если честно, с точки зрения условной «коммунистической власти» - условной потому, что коммунистической власти быть не может, но может быть власть коммунистически ориентированная, т.е., диктатура пролетариата – так вот, с ее точки зрения логичнее всего будет вообще не затрагивать данный «экономический пласт». А обратить свое внимание на создание абсолютно новой экономической системы, основанной на крупном промышленном производстве и индустриальном сельском хозяйстве. В результате чего единственными «жертвами» экспроприации тут окажутся те предприятия, которые относятся к крупному бизнесу и «естественным монополиям». А весь мелкий и средний бизнес останется в прежнем положении – никто его трогать не будет.

Более того, в определенной мере «переходный период» станет для него временем расцвета – поскольку снизится конкуренция со стороны крупных предприятий. (Как уже говорилось, последние будут «переводиться» на новые рельсы, на которых вопросы конкуренции больше не являются основными.) В общем, начальный этап построения коммунистического общества неизбежно будет включать в себя нечто, подобное НЭПу. Другое дело, что со временем «новая экономика» - то есть, создаваемые заново предприятия и фермы, организованные разумным образом и включенные в высококонструктивную систему преобразования мира – полностью обесценят все эти «пережитки частной собственности». (Подобный процесс в свое время происходил с реальным НЭПом, однако тогда указанному процессу сильно мешала колоссальная отсталость страны.) То же самое коснется и собственности личной – например, уже помянутого же жилья или личных автомобилей. (Впрочем, как уже говорилось, снижение ценности данного вида собственности вполне возможно и в капиталистическом обществе, особенно при наступлении реального кризиса.)

В результате чего, как уже говорилось, реальной проблемой станет не «экспроприация квартир и машин», а решение вопроса с огромным числом брошенной и разрушающейся от этого собственности. Ну, и поддержание крайне неэффективных транспортных и иных коммуникаций, связанных с ней. Причем, это надо будет делать, поскольку процесс «бросания» будет весьма неравномерный: некоторые будут держаться «за свое» до последнего. Впрочем, с учетом однозначно кризисного характера «перехода», вполне возможно, что указанный процесс начнется еще до его – то есть, бегство из мегаполисов станет признаком не начала нового, а конца старого мира. Поэтому можно однозначно сказать: никто ничего отбирать не будет – поскольку большая часть пресловутой «собственности» имеет весьма условную ценность. Имеется в виду на «микроуровне» - среди рядовых граждан, как работающих по найму, так и занятых в мелком и среднем бизнесе. Для них процесс движения к социализму будет даже легче, нежели для их «аналогов» на прошлой итерации. (Можно даже сказать – много легче.)

И единственные проблемы, которые для данной категории окажутся серьезными, будут связаны с их личным непониманием сути проистекающих процессов, с упорным стремлением держаться за архаичные и разрушительные стратегии. (Впрочем, это было актуально и «в прошлый раз».)

Ну, а окончательные выводы из всего этого каждый может сделать сам…


This account has disabled anonymous posting.
If you don't have an account you can create one now.
HTML doesn't work in the subject.
More info about formatting

March 2025

S M T W T F S
      1
2345 678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Style Credit

Page generated Feb. 2nd, 2026 03:34 pm
Powered by Dreamwidth Studios

Expand Cut Tags

No cut tags